24 марта 1804
талантливый британский инженер Ричард Тревитик получил первый в мире патент на
паровоз.
Инновационное транспортное средство с большими трудностями
завоёвывало себе место под солнцем, что характерно для изобретений, опередивших свою эпоху. Но
прогресс не остановить! И
спустя 21 год на маршруте Стоктон -
Дарлингтон построили первую в мире общественную железную дорогу, что положило начало паровозной эпохе и развитию железнодорожного транспорта.
Паровозы позволили осуществлять недорогие грузопассажирские перевозки на
большие расстояния, что стало одним из важнейших компонентов индустриальной
революции.
В середине 20
века выпуск и эксплуатация паровозов во многих странах были свёрнуты, а сами
они были либо порезаны на металлолом, либо превращены в неподвижные памятники,
либо стали экспонатами музеев. Правда, некоторые страны прекратили эксплуатацию паровозов сравнительно
недавно. В Южной Африке последние коммерческие линии закрылись в 1994, в Индии
– в 2000, а в Китае использование паровозов в грузовых поездах официально было
прекращено лишь в 2005. А вот в глубинке Северной Америки, старые «паровые» труженики до сих пор повышают эффективность
народного хозяйства.
Сегодня железнодорожный транспорт развивается только в инновационном
направлении. Наряду с новыми видами электрических и дизельных локомотивов появляются
монорельсовые поезда и скоростные поезда на магнитном подвесе. Казалось бы, мир
уже не вернётся к извергающих дым демонам под названием паровоз. Но... никогда
не говори никогда.
В 2017 году для осуществления пассажирских перевозок был
сертифицирован британский паровоз Tornado 60163. На железной дороге Восточного побережья
(ECML) между Донкастером и Ньюкастлом он был разогнан до скорости 161км/ч.
Испытания проводились в рамках сертификационных испытаний, пройдя которые, этот
локомотив был допущен к работе на британской железнодорожной сети наряду с
электрическими и дизельными поездами.
«Торнадо» - один из самых современных локомотивов в
Великобритании. Несмотря на свой старомодный внешний вид, локомотив был
построен в 2008 году на заводе в Донкастере на севере Англии. Это первый паровоз, который построен в
Великобритании за последние более чем пятьдесят лет. Инженеры включили в его
конструкцию ряд усовершенствований и современные устройства безопасности и
автоматики, которые позволят ему регулярно совершать рейсы по магистральным
железным дорогам.
Паровозы были популярны в Великобритании всегда, особенно в
послевоенное время. Так, в первые десятилетия после Второй мировой войны
использовалось сорок девять паровозов класса A1 Peppercorn. Они завоевали
хорошую репутацию благодаря своей надежности и дешевой эксплуатации. Паровозы
данного класса подвергались обслуживанию лишь через 190 000 км пробега, что
делало их самыми дешевыми локомотивами в своем классе.
Однако, в 1960-х годах руководство государственных
британских железных дорог взяло курс на модернизацию и паровозы были вытеснены
дизельными и электрическими поездами. Все паровозы были разрезаны на металлолом
и к 1966 году не сохранилось ни одного экземпляра.
В 21 веке компания-производитель паровозов (The A1 Steam
Locomotive Trust ) поставила перед собой задачу создать пятидесятый локомотив
класса А1, причем, не музейную реплику, а полностью
функциональный паровоз, который бы смог работать на магистральной линии наряду
с современными пассажирскими и грузовыми поездами.
Зачем же британцы, которые ничего не делают «просто так»,
решили возобновить программу производства паровозов? Может они что-то знают?
Или что-то замышляют? :)
Когда мы раньше смотрели кино про смертельные вирусы,
превращающие людей в зомби, мы и подумать не могли, что может наступить время, когда
не будут летать самолёты и закроются границы по причине всемирной пандемии… Это
я к чему? А к тому, что при глобальном топливном кризисе, крупной техногенной
или природной катастрофе у паровозов обнаруживается масса преимуществ перед
современными локомотивами.
В первую очередь, это внутренняя простота, лёгкость
изготовления и обслуживания, и главное - независимость от современной
энергетической и информационной инфраструктуры. Паровозы ездят на всём, что
горит: уголь, дрова, солярка, мусор и прочее.
На пике развития паровозостроения у них уже не было никаких
кочегаров. В паровозах использовали автоматическую подачу угля или иного
твёрдого топлива с помощью элеваторного механизма. В случае использования более
эффективного жидкого топлива, в топке устанавливали форсунки, а вместо
колосников клали кирпичный свод, при попадании на который распылённое топливо
воспламенялось.
В засушливых районах паровозы использовали специальную
систему конденсации отработанного пара, позволявшую экономить дефицитную воду.
Паровозы 21 века не копируют старые модели, они конструируются
с нуля и реально способны к конкуренции с современными тепло- и электровозами.
В лучших традиционных паровозах КПД не более 14%, но в паровозах, которые будут
использовать современные технологии и наработки — это значение можно увеличить
до 25%, что приблизит паровоз по экономичности к дизелю. Им даже придумали
специальное название – Advanced steam technology.
Кроме того, у паровозов обнаружили не менее важное
преимущество, способное перекрыть многие их недостатки – они оказались более
экологичными! И правда, все современные ДВС основаны на использовании
микровзрыва, вызывающего кроме углекислого газа, очень ядовитые угарный газ и
окислы азота. Паровые машины используют непрерывное горении при более низкой
температуре и лишены подобных проблем.
Так что, вполне возможно, мы ещё увидим новую эру паровозов!
Комментарии
Отправить комментарий
Мы будем Вам благодарны за Ваши комментарии