24 марта 1804 талантливый британский инженер Ричард Тревитик получил первый в мире патент на паровоз.
Инновационное транспортное средство с большими трудностями завоёвывало себе место под солнцем, что характерно для изобретений, опередивших свою эпоху. Но прогресс не остановить! И спустя 21 год на маршруте Стоктон - Дарлингтон построили первую в мире общественную железную дорогу, что положило начало паровозной эпохе и развитию железнодорожного транспорта. Паровозы позволили осуществлять недорогие грузопассажирские перевозки на большие расстояния, что стало одним из важнейших компонентов индустриальной революции.

В середине 20 века выпуск и эксплуатация паровозов во многих странах были свёрнуты, а сами они были либо порезаны на металлолом, либо превращены в неподвижные памятники, либо стали экспонатами музеев. Правда, некоторые страны прекратили эксплуатацию паровозов сравнительно недавно. В Южной Африке последние коммерческие линии закрылись в 1994, в Индии – в 2000, а в Китае использование паровозов в грузовых поездах официально было прекращено лишь в 2005. А вот в глубинке Северной Америки, старые «паровые» труженики до сих пор повышают эффективность народного хозяйства.
Сегодня железнодорожный транспорт развивается только в инновационном
направлении. Наряду с новыми видами электрических и дизельных локомотивов появляются
монорельсовые поезда и скоростные поезда на магнитном подвесе. Казалось бы, мир
уже не вернётся к извергающих дым демонам под названием паровоз. Но... никогда
не говори никогда.
В 2017 году для осуществления пассажирских перевозок был сертифицирован британский паровоз Tornado 60163. На железной дороге Восточного побережья (ECML) между Донкастером и Ньюкастлом он был разогнан до скорости 161км/ч. Испытания проводились в рамках сертификационных испытаний, пройдя которые, этот локомотив был допущен к работе на британской железнодорожной сети наряду с электрическими и дизельными поездами.

«Торнадо» - один из самых современных локомотивов в Великобритании. Несмотря на свой старомодный внешний вид, локомотив был построен в 2008 году на заводе в Донкастере на севере Англии. Это первый паровоз, который построен в Великобритании за последние более чем пятьдесят лет. Инженеры включили в его конструкцию ряд усовершенствований и современные устройства безопасности и автоматики, которые позволят ему регулярно совершать рейсы по магистральным железным дорогам.
Паровозы были популярны в Великобритании всегда, особенно в послевоенное время. Так, в первые десятилетия после Второй мировой войны использовалось сорок девять паровозов класса A1 Peppercorn. Они завоевали хорошую репутацию благодаря своей надежности и дешевой эксплуатации. Паровозы данного класса подвергались обслуживанию лишь через 190 000 км пробега, что делало их самыми дешевыми локомотивами в своем классе.

Однако, в 1960-х годах руководство государственных
британских железных дорог взяло курс на модернизацию и паровозы были вытеснены
дизельными и электрическими поездами. Все паровозы были разрезаны на металлолом
и к 1966 году не сохранилось ни одного экземпляра.
В 21 веке компания-производитель паровозов (The A1 Steam
Locomotive Trust ) поставила перед собой задачу создать пятидесятый локомотив
класса А1, причем, не музейную реплику, а полностью
функциональный паровоз, который бы смог работать на магистральной линии наряду
с современными пассажирскими и грузовыми поездами.
Зачем же британцы, которые ничего не делают «просто так», решили возобновить программу производства паровозов? Может они что-то знают? Или что-то замышляют? :)
Когда мы раньше смотрели кино про смертельные вирусы,
превращающие людей в зомби, мы и подумать не могли, что может наступить время, когда
не будут летать самолёты и закроются границы по причине всемирной пандемии… Это
я к чему? А к тому, что при глобальном топливном кризисе, крупной техногенной
или природной катастрофе у паровозов обнаруживается масса преимуществ перед
современными локомотивами.
В первую очередь, это внутренняя простота, лёгкость
изготовления и обслуживания, и главное - независимость от современной
энергетической и информационной инфраструктуры. Паровозы ездят на всём, что
горит: уголь, дрова, солярка, мусор и прочее.
На пике развития паровозостроения у них уже не было никаких
кочегаров. В паровозах использовали автоматическую подачу угля или иного
твёрдого топлива с помощью элеваторного механизма. В случае использования более
эффективного жидкого топлива, в топке устанавливали форсунки, а вместо
колосников клали кирпичный свод, при попадании на который распылённое топливо
воспламенялось.
В засушливых районах паровозы использовали специальную
систему конденсации отработанного пара, позволявшую экономить дефицитную воду.
Паровозы 21 века не копируют старые модели, они конструируются
с нуля и реально способны к конкуренции с современными тепло- и электровозами.
В лучших традиционных паровозах КПД не более 14%, но в паровозах, которые будут
использовать современные технологии и наработки — это значение можно увеличить
до 25%, что приблизит паровоз по экономичности к дизелю. Им даже придумали
специальное название – Advanced steam technology.
Кроме того, у паровозов обнаружили не менее важное
преимущество, способное перекрыть многие их недостатки – они оказались более
экологичными! И правда, все современные ДВС основаны на использовании
микровзрыва, вызывающего кроме углекислого газа, очень ядовитые угарный газ и
окислы азота. Паровые машины используют непрерывное горении при более низкой
температуре и лишены подобных проблем.
Так что, вполне возможно, мы ещё увидим новую эру паровозов!
Комментарии
Отправить комментарий
Мы будем Вам благодарны за Ваши комментарии