Как провалился крупнейший проект века в солнечной энергетике

Эта история о том, как крупнейший в мире проект солнечной энергетики устарел, прежде чем он  был полностью запущен... Никто не сомневается в том, что современные солнечные энергетические системы (фотоэлектрические, тепловые и другие) имеют много преимуществ по сравнению с традиционными источниками энергии. Однако о «темной стороне» солнечной энергии говорят редко.  По данным Американской национальной лаборатории возобновляемых источников энергии (NREL), перспективность, эффективность и экологичность технологий возобновляемой энергии необходимо рассматривать с точки зрения всего жизненного цикла предприятия. Другими словами, воздействие на окружающую среду необходимо рассматривать на всех этапах жизненного цикла электростанции, т.е. не только на этапе эксплуатации, но и на этапах строительства, монтажа и на этапе вывода из эксплуатации. Но, как оказалось, в некоторых случаях солнечные электростанции даже не доходят до стадии эксплуатации.  Примером этого является проект солнечной элекс

Glock. История успеха.

История про то, как дилетант вышел на рынок, переполненный конкурентами, и занял в нем лидирующие позиции. 


Рынок стрелкового оружия, особенно короткоствольного, достаточно стабилен и весьма консервативен. Здесь ценят истинных профессионалов, с большим авторитетом и длинным «послужным списком». В клубе лидеров хорошим тоном считается иметь за плечами как минимум вековую историю, а гранды могут похвастаться жизненным опытом длиной в несколько веков. Старинная итальянская оружейная компания, а ныне корпорация Beretta, была основана в XVI веке, немецкий Sauer - в середине XVIII, американские Remington, Colt и Smith & Wesson начали работу в XIX веке.

Инженеры-конструкторы таких компаний лучше, чем кто либо, разбираются в том, какой должен быть пистолет. Они разрабатывают, они дают полезные советы и учреждают «новые тренды».

А что же Glock? Эта австрийская фирма не имела никакого отношения к оружейному производству. Компания занималась производством различных скобяных изделий из металла и пластика - вроде карнизов для штор, ножей, саперных лопаток и прочей хренотени. Просто оскорбление для метров оружейного производства :)

Основатель компании, инженер Гастон Глок родился 19 июля 1929г и до 52 лет был совсем далек от конструирования огнестрельного оружия. В разрезе оружейного дела - ни опыта, ни традиций, ни поколений мастеров и бизнесменов, которые передают свои знания и умения от отца к сыну. Зато были энергия и настойчивость, а также оригинальный подход к использованию новых материалов и нежелание следовать традиционным курсом. Именно благодаря комбинации этих качеств практически никому до этого не известная фирма из провинциального Дойч-Ваграма под Веной ворвалась в 1982 г. в оружейный мир со своим пистолетом Glock 17, который всего лишь несколько лет спустя стал настоящим бестселлером.


В начале 80-х Глок решил поучаствовать в конкурсе на новый армейский пистолет. Для этого он поступил, как настоящий стартапер. Не будучи оружейником, Гастон Глок не знал, какой должен быть «идеальный пистолет», но он знал, что его продукт должен удовлетворять потребностям целевой аудитории, а маркетинг быть клиентоориентированным.

Как-то находясь по делам в военном ведомстве, Гастон стал свидетелем разговора нескольких военных чинов. Те сетовали, что приближается тендер, а никто из претендентов не желает слушать заказчика, мол, мы лучше вас, солдафонов, знаем, как конструировать оружие (в итоге образцы от Beretta, Steyr, Heckler&Koch получались сложными, слишком дорогими или недостаточно надежными). Тогда Глок познакомился кое с кем из знающих офицеров, и те в подробностях изложили ему «хотелки» армии — по сути, дали точное техзадание.

На основе полученных данных приглашенные в компанию опытные конструкторы и спроектировали пистолет, точно такой, как хотелось военным. Он получил название Glock 17 (патрон 9х19 Par).

На фоне своих современников Glock смотрелся топорно, как валенок среди изящных сапожек, в нем не было вычурности Beretta или угрожающе-величественных очертаний Colt M1911. Зато пистолет и вправду был предельно прост и надежен, а магазины на 17 (стандартный), 19 или 33 патрона обеспечивали высокую огневую мощь. Новое оружие больше чем наполовину состояло из высокопрочного термостойкого пластика (помог опыт компаний Heckler&Koch и Steyr), поэтому Glock 17 вышел легким, стойким к коррозии и дешевым в производстве.

Если рама «Беретты» делалась с использованием 40 станков, 15 технологических позиций и нескольких сотен инструментов, то в «Глоке» применялась литая пластиковая рама, гнутый стальной вкладыш и никаких сверлильно-фрезеровальных работ.


Вся конструкция пистолета строится вокруг принципа «достал и стреляй», его даже не надо специально снимать с предохранителя. Последний размещен на спусковом крючке и выключается при нажатии на спуск.

Небольшая масса, обтекаемые формы и отсутствие выступающих деталей делают максимально удобным скрытое ношение оружия и его выхватывание. При этом Glock хорошо защищен от случайного выстрела - запатентованная система из трех встроенных автоматических предохранителей гарантирует, что оружие не сработает, пока спуск не нажат.

С одной стороны,  Glock 17 – это инновационный продукт, но с другой стороны, каких-то принципиальных новшеств в нем нет. Автоматика использует модернизированную схему «Кольта-Браунинга», разработанную ещё в 1895–1898 гг. Безкурковый ударно-спусковой механизм (УСМ) с предварительным взведением ударника стоял на австрийском Roth-Steyr 1907 года. Автоматический предохранитель на спусковом крючке - на немецком Sauer 1930 года. Даже пластик в качестве материала для рамы также не является ноу-хау Глока. Эту идею Гастон повзаимствовал у немецкого Heckler&Koch VP 70 (VolksPistole, народный пистолет), выпущенного в самом конце 60‑х. Он был первым серийным пистолетом, наполовину выполненным из полимера. Образец для своего времени революционный, но не слишком удачный.

Как бы то ни было, Glock успешно прошел испытания и в 1982 году компания получила заказ на 25 тысяч пистолетов для австрийской армии. А вскоре Glock заинтересовал шведов: оказалось, он прекрасно подходил к использованию в условиях холодного климата.

Несмотря на свою пластмассовость, Glock 17 обдает большим ресурсом - в среднем около 35 тысяч в ыстрелов. В тирах, где в настоящее время это самый популярный пистолет, они начинают разваливаться только после 150 тысяч выстрелов. Рекордные же значения для Glock – это 250 - 300 тысяч выстрелов (при условии применения родных патронов).

То, что пистолет Glock 17приняли на вооружение австрийской армии, было несомненным  успехом. Но амбиции Гастона Глока этот успех не удовлетворил.

Ну сколько пистолетов может купить австрийская армия общей численностью меньше 55 тыс. человек? А шведская, чей личный состав около 30 тыс. человек? Плюс армии перевооружаются только раз в несколько десятков лет. А вот гражданский рынок Соединенных Штатов ежегодно «проглатывает» порядка 3 млн револьверов и пистолетов - больше, чем вся американская армия. Вот к чему надо стремиться!

Атаку на рынок США компания Гастона Глока начала в конце 80‑х - начале 90‑х. И, надо сказать, австрийцам повезло, они оказались в нужное время в нужном месте. В полиции и ФБР разворачивалась движуха по поиску оптимального оружия и боеприпаса для ближнего боя.

В армии тоже все было непросто: военные с 1994 года искали замену стоящему на вооружении пистолету Beretta 92, который успел заслужить репутацию неудобного, не слишком надежного и даже опасного для пользователя оружия. Правда, лоббистских возможностей итальянского концерна хватало, чтобы процесс перевооружения буксовал. Все, что сделали армейские спецы, — выкатили список требований (путаных и противоречивых) к потенциальному кандидату, занявший аж 80 страниц.

Но Гастон Глок нанял хороших маркетологов, которые не стали ломиться в двери минобороны, а решили «окучить» правоохранителей, спецназ и гражданских. Причем агрессивная ценовая политика сочеталась с оригинальными рекламными трюками.

Glock 17 изначально создавался как дешевый пистолет, и это позволило дистрибьюторам активно использовать схему продаж «трейд ин» - продай нам свой старый ствол и получи новый со скидкой. Сработало. Одновременно вокруг австрийского оружия стали появляться мифы и инсинуации, которые подогревали интерес. Помните фильм «Крепкий орешек»? Вот фраза, которую произносит герой Брюса Уиллиса: «У этого придурка был Glock, немецкий фарфоровый пистолет, который не ловится металлоискателями и стоит больше твоего месячного оклада». Ни слова правды! Glock не немецкий пистолет, а австрийский, в нем нет ни грамма фарфора, и стоил он дешево. Но снова сработало - куча народу бросилась выяснять, что же это за мистический пистолет-призрак. Тезис о металлодетекторах особенно тронул обывателя. Спецслужбы также забеспокоились. Сам  Глок, чтобы успокоить общественность, лично раз за разом со своим оружием проходил через рамки металлоискателей. И все это в присутствии чиновников и перед объективами камер. Здорово!

Кто сегодня докажет, что сцена в «Крепком орешке» была заказухой? Возможно, это простое совпадение, но голливудские режиссеры оружие для своих фильмов не на улице подбирают, им предлагают его компании, причем с определенными комментариями: что это, как работает и т. д.

Другой известный сюжет: газета The New York Times сообщиа о том, что представители Glock, презентуя свой пистолет правоохранителям, устраивали для полицейских чинов фуршеты, вечеринки и спонсировали посещение дорогих стриптиз-клубов. Все для дела, конечно.

Вообще австрийскую компанию и ее дистрибьюторов не раз сотрясали коррупционные скандалы. В 1999 году на Гастона Глока даже было совершено покушение. Один из его партнеров, Чарльз Эверт, крупно проворовался и, чтобы скрыть хищения (они составляли миллионы долларов), нанял некоего французского наемника Жака Пеше расправиться со своим боссом. Тот напал на предпринимателя с молотком, но жертва сумела отбиться, а исполнитель и заказчик преступления надолго отправились за решетку.

Несмотря на скандалы, а отчасти и благодаря им, Glock тронул сердца американцев. В США началась эра австрийского пистолета. Это можно проследить по голливудским фильмам: еще в 80‑х основным киношным короткостволом был револьвер - с чем еще должен ходить американский коп? Реже мелькал Colt 1911. В 90‑х в руках героев все чаще стали появляться Beretta 92 и сюрреалистичные Desert Eagle. А потом пришел Glock 17. Теперь из него стреляют все - и хорошие парни, и плохие. Даже Джеймс Бонд сменил традиционный Walther PPC на P99, который «под Glock».

Ежегодно на американском рынке продается до 300 тысяч пистолетов Glock разных модификаций. Все известные (и не очень) производители оружия Европы и Нового Света непременно хотят иметь в своей продуктовой линейке пистолет похожий на Glock.
Немецкая Walter, итальянская Beretta, американская Smith&Wesson - всех не перечесть.

Чешская CZ, в чьем арсенале есть собственный мировой хит - CZ75, тоже повелась и выбросила на рынок «глокоиды» - сначала CZ 100, затем CZ Р‑10 С. Даже специализирующаяся на ружьях и винтовках Remington представила публике свои вариации на тему Clock 17 - RP‑9 и RP‑45.

Но повторить epic win австрийцев пока никому не удается. Хотя то и дело случаются информационные вбросы о том, что на рынке вот-вот появится очередной «убийца „Глока“. Но чтобы „убить“ „Глока“, нужно сравняться с ним по основным параметрам плюс по одному или нескольким сильно обойти, а сделать это ой как не просто…

Пока же «Глок» продолжает свой победоносный марш по армиям и спецслужбам мира, коих он окучил уже более 70.

На оружейной выставке SHOT Show 2019 в Лас-Вегасе очередным хитом уже в который раз стал пистолет Glock. На сей раз компания Radetec представила «умную» версию оружия. По сути, это приставка, которая умеет считать отстрелянные патроны, а специальное устройство может передавать на смартфон информацию о расходе боеприпасов по дням. Зачем это нужно, неясно. Опции современного гражданского оружия давно вышли за пределы практической необходимости.

___________________________________________

Рекомендуем почитать:


Комментарии