Эта история о том, как крупнейший в мире проект солнечной энергетики устарел, прежде чем он был полностью запущен... Никто не сомневается в том, что современные солнечные энергетические системы (фотоэлектрические, тепловые и другие) имеют много преимуществ по сравнению с традиционными источниками энергии. Однако о «темной стороне» солнечной энергии говорят редко. По данным Американской национальной лаборатории возобновляемых источников энергии (NREL), перспективность, эффективность и экологичность технологий возобновляемой энергии необходимо рассматривать с точки зрения всего жизненного цикла предприятия. Другими словами, воздействие на окружающую среду необходимо рассматривать на всех этапах жизненного цикла электростанции, т.е. не только на этапе эксплуатации, но и на этапах строительства, монтажа и на этапе вывода из эксплуатации. Но, как оказалось, в некоторых случаях солнечные электростанции даже не доходят до стадии эксплуатации. Примером этого является проект с...
Михаил Рябоконь. Почему не все стартапы одинаково успешны
–
Получить ссылку
Facebook
X
Pinterest
Электронная почта
Другие приложения
Михаил Рябоконь, руководитель украинского представительства компании Noosphere Ventures и сооснователь Noosphere Engineering School о том, как рассмотреть тренд и решить проблему.
Для того чтобы стартап был замечен инвестором, он должен отвечать определенным требованиям и попадать в фокус интересов конкретного фонда или бизнес-ангела. Инвесторы не «всеядны». Они обладают собственной экспертизой зачастую в нескольких сферах.
Прежде всего, проект должен решать реальную проблему. Например, если "котику дома скучно, пока я на работе" – это надуманная проблема, она лишь в голове у создателя. В то время как задача "успеть нанести артиллерийский удар быстрее, чем противник", – более чем реалистична.
Также проекту нужна конкретная аудитория. Продукт не может быть полезен всем. Чем четче сегментирован потребитель, тем понятнее его "боль". В Кремниевой долине, к примеру, существует градация: painkiller & vitamin. Витамин – это продукт, которым приятно владеть. Витамины могут быть популярны. Но их популярность легко "перебивается" другим, более модным витамином. Если же мы говорим о реальном продукте, то он изначально должен стать "болеутоляющим", а его создатель – осознавать, у кого "болит" и кто его клиент.
Помимо этого, создателям стартапа необходимо обладать планом, понимать, с какого рынка начинать, куда двигаться, а главное – где точка безубыточности и роста.
Еще одно важное условие – масштабируемость. Никому неинтересно то, что востребовано для очень узкой аудитории и не подлежит локализации на других рынках. И, конечно же, успешный стартап невозможен без сплоченной команды энтузиастов, которые живут этим проектом.
При этом первая и ключевая ошибка, которую очень часто делают начинающие предприниматели, бег за массовыми продуктами. Мол, давайте я тоже буду участвовать в разработке финансовых приложений, электронного правительства и т.д. Ведь это модно! Нужен искренний ответ на вопрос "Зачем я это делаю?". Распилить грант, или потому что это модно, или действительно есть стремление решить какую-то существующую проблему и изменить мир к лучшему? Идею не может погубить ничто, кроме бездействия. Концепт электромобиля, к примеру, зародился еще в XIX веке, но в серийное производство вышел только спустя два столетия. Едва ли эта идея была плоха тогда и стала хороша теперь. Просто нашлись целеустремленные люди, которые смогли воплотить ее в жизнь именно сейчас. Поэтому нужна конкретная цель, понимание метрик и желание работать 24/7.
Вообще, если говорить о нишах для стартапов, то рынок софтверных решений уже перенасыщен, особенно в направлении социальных сервисов и электронной коммерции. Создавать новый Facebook или eBay нет смысла. Конечно, определенный рост еще можно наблюдать в сфере Big Data и FinTech. Но постепенно акцент смещается на проекты в сфере интернета вещей и виртуальной реальности. К тому же, благодаря росту краудфандинговых площадок произошел настоящий бум hardware-проектов. Будущее за комплексными инженерными решениями. Тренд "перетекания денег" из software в hardware мы видим на примере Элона Маска: капитал, заработанный на PayPal, стал основой для построения Tesla и SpaceX. Причем эта тенденция постепенно докатывается и до Украины. Главное условие – наличие инфраструктуры, которая только начинает формироваться. Например, наша инжиниринговая школа изначально была чем-то средним между бизнес-инкубатором и стартап-акселератором, но в процессе своего развития, с оглядкой на новые потребности рынка, переросла в платформу из нескольких hardware-лабораторий в чистом виде.
В целом же предпринимателю, прежде чем просить финансирование, нужно осознать, на что будут потрачены финансы и когда вернутся вложения. Важно понимать, что инвестиции – это не заработок, а ресурс, данный взаймы. На каждый доллар инвестор желает получить два в конкретные оговариваемые сроки. Поэтому не стоит переходить в стадию активного привлечения инвестиций, если модель не апробирована, а вопросы монетизации продукта не решены. И порой предпринимателю лучше не брать деньги, пока проект не будет доведен до хорошего прототипа и стоимость его не вырастет в разы. Ведь в таком случае создатели стартапа получат больше прав и свобод, нежели их инвестор.
Комментарии
Отправить комментарий
Мы будем Вам благодарны за Ваши комментарии