Когда я бываю на разных конкурсах стартапов, меня поражает огромное количество проектов на уровне идеи и гипотезы, разработчики которых ищут инвестиции.
Особенно веселят суммы, которые запрашивают стартаперы «до полного счастья» - от 5 до 20 тысяч безусловных американских долларов. Создаётся такое впечатление, что ребята просто по-быстрому хотят закрыть какую-то финансовую дырку. Мне кажется всему виной то, что стартап-движение в Киеве превратилось в какой-то лишний хайп.
Несмотря на то, что в городе достаточно много стартап школ, в которых популярно и доступно объясняют, что стартап - это труд по 12 часов в день, молодёжь все равно ассоциирует стартап с быстрым заработком на интересных гаджетах, или на программах в интернете. Такое впечатление, что у всех начинающих стартаперов одна цель – найти инвестиции. А когда задаёшь вопрос, а зачем вам деньги? В ответ видишь лицо Кисы Воробьянинова, когда ему аналогичный вопрос задал Остап Бендер. Картина маслом…
Друзья, инвестиции берут не для того, чтобы запустить новый бизнес, а для того, чтобы его масштабировать.
В стартапах нет ничего хайпового и гламурного. Стартап – это не спринтерский бег, это марафон. Из всех видов «бизнеса» это самый сложный метод зарабатывания денег.
Вам предстоит решить уравнение с большим количеством неизвестных и если хоть одно из «неизвестных» Вы оставите «неизвестным» – пазл не сложится. Да и не факт, что когда Вы решите это сложное уравнение, то его результат Вас удовлетворит.
Начиная работать над каким либо инновационным проектом, Вы должны спросить себя: "Ты хочешь, чтобы этот проект стал основным твоим делом? Согласен ли ты работать над ним с утра до вечера в ущерб вечеринкам, встречам с девушками, посещением концертов и заграничным поездкам? Готов ли бросить свою основную работу (если есть) ради своего стартапа?"
Если Вы хотите заниматься инновационным предпринимательством по выходным, после работы, или по графику хозтемы на кафедре в университете, забудьте об успехе. Ваш стартап так и закончится университетским патентом «на полезную модель».
Кроме того, давайте не забывать и про финансовую составляющую инновационного проекта. Это Ваш стартап и в его разработку и развитие Вам надо будет вкладывать свои средства.
Дело в том, что всем начинающим стартаперам приходится быть бутстрепперами, т.е. вкладывать в свой проект не только своё время и силы, но и собственные средства. Несмотря на то, что подсознательно это все понимают, я озвучу это еще раз: НИКТО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВАШЕГО СТАРТАПА ВАМ ДЕНЕГ НЕ ДАСТ! Просто потому, что в него никто, кроме Вас, не верит.
Проведите эксперимент:
- Расскажите о своём проекте состоятельному другу.
- Красноречиво убедите его, что стартап обязательно принесёт доход, потому что, так оно и будет.
- Попросите у друга денег на этот проект и скажите честно, что отдадите деньги, как только разбогатеете.
- Проанализируйте результат.
На самом деле найти инвестиционную поддержку инновационного проекта так же тяжело, как и запустить успешную стартап - компанию. Вам придется потратить уйму времени на поиск и убеждение потенциальных инвесторов в гениальности Ваших инноваций. Не лучше ли потратить это время на развитие самой компании и поиск первых потребителей, которые и станут Вашими инвесторами?
Если же Вам посчастливилось и инвестор заинтересовался Вашим проектом, то вполне возможно, что Вам действительно могут оказать помощь. Может техническую, может юридическую, а может и финансовую. Но ковать железо нужно, пока оно горячее. Это я к тому, что если стартаперу надо поднять задницу и быстро приехать на переговоры в другой город, то это надо сделать. А то у нас получается так: звонишь стартаперам и говоришь: "Ребята, есть реальный интерес к вашему проекту. Надо подъехать и переговорить с потенциальными инвесторами." А в ответ: "Ой, а мы в другом городе...Нам сложно подъехать." Забавно, правда?
Представьте, звонят нью-йоркским стартаперам из Пало-Альто (Кремниевая долина) и приглашают на встречу, а они - ой это далеко, может Вы к нам...
Почему так происходит? См выше. У нас не воспринимают стартап как дело жизни. Это хобби, тусовка, мода в конце-концов, но не бизнес. Ну так что же вы тогда хотите? Такой будет и результат.
Вы не задумывались, почему инвесторы всегда интересуются вашей командой? Их интересует, верит ли ещё кто-нибудь, кроме Вас лично, в Ваш проект или нет. Поэтому, когда Вы просите у инвесторов деньги, то должны быть готовы объяснить им, почему Вы не берёте кредит в банке под залог, например, квартиры. Вы же уверены, что Ваш проект принесёт прибыль?! А если Вы, все-таки, сами не совсем уверены, почему в этом должны быть уверены инвесторы?!
Знаете, что общего у банковского кредита и венчурной инвестиции? И те и другие деньги НАДО ОТДАВАТЬ С ПРОЦЕНТАМИ! Только у венчурной инвестиции мультипликатор другой. Вам придется отдавать денежки не под 50% годовых, а под 200% или больше.
А залогом под инвестиции выступает ваша стартап - компания, которая к моменту получения серьёзных инвестиций должна уже обладать определённой ценностью. Для Вас, в первую очередь.
Поэтому и банк и инвестор даст вам деньги только тогда, когда у Вас будет чёткая и ясная программа развития и Вы будете рисковать так же, как и они. Если у Вас появится риск что-то потерять, то только тогда Вы станете относиться к инвестиционным деньгам серьёзно.
Но неужели нет инвестиций, не требующих возврата? – спросите Вы. Ну почему же нет, есть. Только это уже не столько инвестиции, сколько помощь спонсоров. Она может быть технической, юридической и даже финансовой. И находить такую помощь - это целое искусство, которое называется
фандрайзингом (почитайте мою статью
«10 принципов фандрайзинга»).
СУХОЙ ОСТАТОК.
- Если Вы придумали нечто инновационное и полезное - не торопитесь на конкурс стартапов, допилите проект до минимально жизнеспособного продукта и постарайтесь найти первых клиентов.
- Не забывайте, что инвестор - это коммерсант, который хочет заработать на Вашем стартапе. Когда будете готовить предложение потенциальному инвестору, задайте себе вопрос: что именно должно убедить его вложить деньги в Ваш проект. Обязательно акцентируйте внимание на рисках инвестора и методиках их избегания. Идея раскрутить стартап до бизнеса и затем его продать - не пройдёт. Ну, разве, что этот стартап Вы строите в США и инвестор оттуда же.
- Создать успешную стартап-компанию, просто повторив чужой успешный кейс, невозможно. Советы, практики, методики и технологии от других, в прошлом успешных инновационных предпринимателей, безусловно, полезны, но они не приведут Вас к аналогичному результату. Как говорил древнегреческий философ Гераклит, «всё движется и ничего не стоит, и дважды в одну и ту же реку войти невозможно». Все эти советы и технологии сработали в конкретное время, в конкретных условиях, в конкретном проекте, с конкретными партнёрами. А у Вас путь другой – учиться на собственных ошибках и работать, работать, работать…
Так что, если Вы решили замутить стартап, сначала почитайте о том,
какие ниши для стартапов, по мнению американских инвесторов и предпринимателей, заранее обречены на провал, затем обсудите жизнеспособность ваших идей с теми, кто уже набил себе шишки на "стартапостроительстве", а после подумайте, оно Вам надо? :)
__________________________________
Рекомендуем почитать:
Комментарии
Отправить комментарий
Мы будем Вам благодарны за Ваши комментарии