Как провалился крупнейший проект века в солнечной энергетике

Эта история о том, как крупнейший в мире проект солнечной энергетики устарел, прежде чем он  был полностью запущен... Никто не сомневается в том, что современные солнечные энергетические системы (фотоэлектрические, тепловые и другие) имеют много преимуществ по сравнению с традиционными источниками энергии. Однако о «темной стороне» солнечной энергии говорят редко.  По данным Американской национальной лаборатории возобновляемых источников энергии (NREL), перспективность, эффективность и экологичность технологий возобновляемой энергии необходимо рассматривать с точки зрения всего жизненного цикла предприятия. Другими словами, воздействие на окружающую среду необходимо рассматривать на всех этапах жизненного цикла электростанции, т.е. не только на этапе эксплуатации, но и на этапах строительства, монтажа и на этапе вывода из эксплуатации. Но, как оказалось, в некоторых случаях солнечные электростанции даже не доходят до стадии эксплуатации.  Примером этого является проект с...

О конкурентном преимуществе, цене и ценности арт-продукта.

Вы не задумывались, почему одни художественные работы покупают, а другие - нет? Все просто - первые нравятся клиенту больше, чем вторые, то есть, имеют конкурентное  преимущество.
 
Что же такое конкурентное преимущество для предметов сферы искусства? Как можно определить это конкурентное преимущество? Картины какого художника эпохи Возрождения могут составить конкуренцию картинам Ван Гога? А какое конкурентное преимущество фотографий Энни Лейбовец по сравнению с фотографиями Дианы Арбус? Вопросы сами по себе абсурдны. Так что, в сфере искусства нет конкуренции? Давайте вместе разберёмся в этом вопросе.

Валерий Пичко | Стартап Ньюс

Казалось бы, ну о какой конкуренции можно говорить в сфере искусства? Увы, конкуренция есть, ибо если «продукты» нацелены на один и тот же рынок, то они уже являются конкурентами, а если есть понятие «конкуренция», то должно быть и понятие «конкурентное преимущество». Вся проблема в том, что конкурентное преимущество в арт-сфере является, во-первых, не объективной, а субъективной составляющей предмета искусства, а во-вторых, эта составляющая - переменная.

Как-то на Андреевском спуске в Киеве я рассматривал большую серию картин, посвященной  различным видам  Парижа. Картины были неплохие, но вряд ли они были написаны с натуры.

Скорее всего, образцами служили фотографии парижских улочек, с которых автор "списывал" свои работы. Скучающий продавец устало наблюдал за вялотекущим ручейком любопытствующих, стараясь выделить из толпы зевак потенциального покупателя. Вдруг один из прохожих воскликнул: «Надо же!» и, показывая пальцем на картину в центре экспозиции, поинтересовался ценой. Продавец оживился и назвал цену явно завышенную, дабы посмотреть на реакцию возможного покупателя. Интересно, подумал я, а на какую цену клиент «укатает» продавца?  Однако покупатель молча достал кошелек и рассчитался с продавцом. Я поинтересовался у этого человека, почему он выбрал именно эту работу,  ведь в этой серии были более  интересные работы. Ответ все объяснил. "В этом парижском доме - сказал покупатель, показывая на холст,- я прожил десять лет, да и цена на картину меня устраивает".

Какой можно сделать вывод?  Именно эта картина среди остальных работ получила конкурентное преимущество, потому что обеспечила для конкретного покупателя оптимальное сочетание цена/ценность.

В творческой сфере «хуже-лучше» не являются потребительскими характеристиками продукта. Нет также понятия «оптимальное сочетание цена/качество». Есть такие понятия: нравится - не нравится, подходит - не подходит и «оптимальное сочетание цена/ценность». У каждого человека свои понятия ценности продукта. Для кого-то ценность продукта - это вложение средств, для кого-то - подбор элементов интерьера, а для кого-то - ностальгическая память.

Когда человек приходит в художественный салон, или заходит на сайт онлайн галереи с целью приобретения какой-либо художественной работы, он надеется, что получит для себя выгодное соотношение цены и ценности того, что покупает. Если Вы сможете обеспечить покупателю это выгодное соотношение, то значит, Ваша работа в данный момент времени и для данного клиента имеет конкурентное преимущество по сравнению с другими работами (картинами, фотографиями, скульптурами).

Так как же определить, какова ценность того или иного произведения искусства?

Условно можно сказать, что она передаётся несколькими составляющими.

1. Ценность, переданная произведению именем автора. 

Тут никто спорить не будет. Ясно, что любая работа общепризнанного мастера будет стоить гораздо больше, чем работа начинающего художника. Эта ценность не постоянна и в современном искусстве определяется «модой» на тех или иных авторов. Так, например в 80-е годы прошлого века среди коллекционеров были популярны работы Дэвида Салле и Джулиана Шнабеля – представителей «трансавангарда». Коллекционеры тратили колоссальные деньги, перекупая их картины. А 10 лет спустя эта «художественная пирамида» рухнула и те, кто рассчитывал заработать на Дэвиде Салле, просто обанкротились.

Дэвид Салле
2. Ценность, определяемая интересной историей этой работы, или судьбой её автора.

Истории могут быть разные. Например, картина принадлежала очень известному человеку, а затем была подарена галерее. Или  художник после последнего мазка на холсте угодил в психушку где и покончил с собой. Потом об этом рассказали на ТВ. Или еще, какие нибудь истории.

3. Стоимость работы и материалов, использованных для изготовления арт - объекта. 

Ясное дело, что говорить о цене на краски и на холст мы не будем. Это уже слишком. Правда, не могу не вспомнить крылатую фразу одного из персонажей романа «Золотой телёнок», художника Мухина, «творившего» картины овсом. «Овёс нынче дорог,- сетовал художник,- не укупишь!» :)

Когда мы говорим о стоимости работы и материалов, я имею в виду такие произведенния, как, например, бриллиантовый череп Демиона Херста. Платиновый череп, усеянный 8 601 бриллиантом общим весом 1106,18 карата, с розовым алмазом по центру обошёлся Херсту в 28 млн долларов. Был продан затем инвестиционному консорциуму Виктора Пинчука за 100 млн долларов.

Демион Херст и его бриллиантовый череп

4. Ценность объекта для конкретного покупателя в конкретном месте и в конкретный момент времени.

Эта ценность сильно связана с покупательной способностью клиента и экономической обстановкой в стране. То, что можно было продать 10 лет назад за большие деньги, сегодня может быть сложно продать и за половину цены. Причем, эта категория ценности относится как к работам начинающих художников, так и к работам знаменитых авторов. Так, например, в 2012 году картины Ивана Айвазовского формата 60Х90  (ориентировочно) на аукционе стоили порядка 1 000 000 долларов, а уже через пять лет - в три раза меньше.

Только в странах со стабильной экономикой и развитым арт рынком стоимость картин известных художников прошлого со временем не снижается. В нашей стране любая картина будет стоить столько, сколько за неё сегодня готовы заплатить.

Вопрос, который волнует всех начинающих художников – это вопрос ценообразования.

Несмотря на то, что этот вопрос лежит всецело на Вашей совести, надо учесть тот факт, что Вы всегда будете оценивать свою работу выше, чем независимые эксперты. Этот эффект в маркетинге называют «Эффектом IKEA».

В 2011году  в Гарвардской бизнес-школе провели забавный психологический эксперимент. Одной группе студентов поручили сделать оригами журавлика и лягушки, а затем оценить готовую работу с целью её продажи. Второй группе студентов поручили оценить оригами, которые делали студенты из первой группы (эта группа не знала, кто делал оригами). Третья группа студентов оценивала работы профессиональных изготовителей оригами. В результате первая группа оценила свои поделки в пять раз выше, чем вторая группа и почти так же высоко, как сувенирные оригами, сделанные профессионалами.

Работа над изделиями изменила их ценность для тех, кто эти изделия изготавливал. Те, кто трудился, оценивали свою продукцию гораздо выше, чем те, кто видел только продукт этого труда. 

Художник рисует девушку

Авторы исследования назвали это «Эффектом IKEA». Транснациональная торговая сеть IKEA, продавая мебель в разобранном виде, предлагает своим покупателям самим собирать эту мебель, изменяя её конструкцию под свои задачи и цели. Когда покупатель вкладывает определенные физические усилия в приобретенный товар, он ценит его гораздо выше, чем тот товар, который был куплен в готовом виде.

Вот в этом заключается вторая проблема. Вы не можете адекватно оценить продукт, на создание которого  потратили много своего времени. А как замечал американский маркетолог Гарри Беквит, выставлять счёт надо за стоимость своей работы, а не за потраченное время.

Теперь, я надеюсь, Вы не будете обижаться на людей, которые, по Вашему мнению, недооценивают Ваши произведения :)



Конечно, с известной долей скептицизма Вы можете согласиться с тем, что Ваша личная оценка стоимости работы завышена. Вы можете даже мысленно представить себе минимально возможную цену Вашего «бессмертного шедевра», за которую Вы готовы с ним расстаться. Так вот, на самом деле это и есть верхняя граница возможной цены.

Известный американский арт-консультант Алан Бамбергер (Alan Bamberger) на форуме художников в Индианопольском Центре Исскуств так высказался о ценообразовании арт-продукции:

«Как бы Вам этого не хотелось, не выдувайте цены из воздуха. И не сравнивайте себя с художниками, чьи достижения выше Ваших. Будьте честны относительно своего места в иерархии славы, богатства и благоустройства. Что лично Вы думаете о своих талантах, не имеет никакого значения с точки зрения того, сколько Вы действительно стоите на рынке. Вы можете искренне верить, что так же хороши как Пикассо, но ведь это не означает, что картина будет стоить миллионы долларов. Это же справедливо и в обратном: не ставьте цены такими низкими, чтобы Вас не принимали всерьез…»



Поэтому каждый раз, когда Вы не знаете, как оценить собственную работу, посмотрите, что и по каким ценам покупается у других художников Вашего уровня. Условия будет диктовать рынок.

По мере  раскрутки и увеличения спроса на Ваши работы будет изменяться и их стоимость. Но одно Вы должны помнить всегда: цена никогда не является конкурентным преимуществом!


_______________________________

Рекомендуем почитать:

Комментарии