С наступлением эры цифровых технологий и креативной экономики систему образования и профориентации начало лихорадить. Это и понятно, ведь большая часть тех компетенций и навыков, которые преподаватели пытались дать молодёжи, вряд ли понадобятся в будущем.
В эпоху цифровых технологий устаревшая система образования не успевает изменяться и трансформироваться так же быстро, как окружающий нас мир. Поэтому сегодня главными становятся умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации и навыки творческого подхода к делу.
Каковы же прогнозы развития и изменения тех компетенций, которые нам предстоит увидеть к 2020-му году? Об этом - в аналитике от World Economic Forum.
На первом месте в 2020 году по уровню востребованности останется умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving).
Специалисты обладающие таким умением уже востребованы сегодня. В ближайшем будущем потребность в обладателях такой компетенции возрастет на 52%.
Вторая по значимости компетенция в 2020 году – критическое мышление.
Это одна из ключевых компетенций на ближайшие 10 лет. Из-за обилия и легкого доступа к информации необходимы будут навыки ее отбора и правильного переосмысления.
К сожалению, современная школа не лучший помощник в этом вопросе, т.к. зачастую превалирует технология единственного верного ответа (формат тестов). Поэтому ее развитие ляжет на плечи родителей, а потом и работодателей.
Третья по значимости компетенция в 2020 году – креативность.
Усложнение производственных и социальных процессов требует нестандартных решений. К сожалению, этому тоже не учат в современной школе (и во многих вузах).
Вот как про это говорит Татьяна Черниговская, известный ученый в области нейронауки и психолингвистики:
«Так ли мы учим детей? Например, зачем детям учить бином Ньютона? Я за всю свою жизнь с биномом Ньютона никогда не повстречалась. Если встречусь, то пальцем ткну и скажу: «ОК, Гугл»…
Раньше интернета не было, но книжки были. Зачем его учить? Если мне бы на это сказали - чтобы тренировать память, ок, все, я согласна. Но может быть лучше Шекспира или греческую поэзию? Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Разве мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное - Гугл уже знает.
Мне люди, которые знают то, что знает Гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь».
По словам
Рагнара Сиила – координатора экспертной группы по развитию культурных и творческих индустрий Комиссии Евросоюза, креативное мышление изменяет ценность того, что вы делаете, поскольку творчество увеличивает стоимость того, что вы создаете.
Для того, чтобы получить успешный проект сегодня, недостаточно продумать и просчитать концепцию. Необходимо львиную долю усилий направить на креатив и тогда проект будет обречен на успех.
Четвертая по востребованности в 2020 году будет компетенция управления людьми.
Вероятно, это произойдет за счет роста значимости трех предыдущих компетенций, а также возрастающих требований к технической и компьютерной грамотности.
Многие компании будут идти по пути сращивания человеческого и искусственного интеллекта, объединению усилий людей и роботов, поэтому среда станет более сложной. Умение работать с людьми, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты, чем сегодня, продолжит оставаться важной задачей.
Кроме того все идет к тому, что в будущем востребованными останутся либо самые дешевые сотрудники (чей труд дешевле роботов), либо высокопрофессиональные.
Пятая компетенция – навыки координации и взаимодействия.
Специалисты с такими навыками необходимы и сегодня, и их востребованность сохранится и в 2020году.
Шестое место за эмоциональным интеллектом.
Сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях.
Седьмая компетенция – суждение и принятие решений.
Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений.
Как говорят в компании Uber , если Вы утром проснулись с очень интересной идеей по поводу новых продуктов и только к обеду собрались на встречу, чтобы её обсудить, то уже можно не торопиться. Китайцы уже начали производство… Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки…
Восьмая компетенция 2020 года – клиентоориентированность (сервисная ориентация, Service orientation).
В этой компетенции без развития эмоционального интеллекта, пожалуй, будет крайне сложно.
Девятая компетенция – умение вести переговоры.
Как заметил
Кевин Робертс - почетный профессор инноваций и креатива в университете Окленда и автор нашумевшего бестселлера "Lovemarks: Будущее Вне Брендов" , мы перешли в эпоху идей, в которой хорошая идея может изменить мир за 12 часов.
Но в Кремниевой долине любят повторять, что хорошая идея без финансовой поддержки – это только иллюзия. Именно поэтому главным органом предпринимателя в новую эпоху становится язык. Умение вести переговоры с инвесторами, конкурентами и партнерами по бизнесу становится важнейшей компетенцией 21-го века.
Как мгновенно проанализировать ситуацию, и выбрать верную стратегию поведения? Как находить аргументы, способные убедить в вашей правоте даже недружественно настроенного к вам собеседника? Ответы на эти и многие другие вопросы должны знать специалисты по переговорам.
Десятая компетенция - когнитивная гибкость.
Еще несколько лет назад её не было, но в условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, мы сможем применить свою креативность и решить сложные задачи.
_______________________________
Рекомендуем почитать:
Комментарии
Отправить комментарий
Мы будем Вам благодарны за Ваши комментарии