Будет ли новый арт-проект успешным? Ни один художник (за исключением тех, чьи работы еще при их жизни стали обладать ценностью для коллекционеров) не может быть уверенным в том, что его новый проект будет успешным. Но успех можно спрогнозировать, если еще до начала реализации своих амбициозных творческих идей заняться стратегическим планированием.
Давайте разберемся, а зачем художнику это самое стратегическое планирование? Когда я говорю о художниках, я подразумеваю не только живописцев, но и фотографов, дизайнеров, керамистов, скульпторов и прочих творческих людей, работающих над масштабными арт-проектами.
Проблема в том, что художник (или творческий коллектив), приступая к работе над тем, или иным арт-проектом, к сожалению, меньше всего думает о стратегическом планировании - о целевой аудитории, о продвижении этого проекта и об анализе потенциальных угроз успешному осуществлению своей задумки. А зря. Если предварительно заняться таким анализом, можно предусмотреть все скользкие моменты будущей работы, которые обязательно всплывут на этапе фандрайзинга, т.е. поиска безвозвратных инвестиций на осуществление проекта.
Реально оценить сильные и слабые стороны будущего проекта, а также свои сильные и слабые стороны сложно. Но можно. Для этого необходимо провести SWOT – анализ.
Давайте рассмотрим, что такое SWOT – анализ и как с ним работать в сфере искусств и культурных инициатив.
SWOT – анализ – это метод стратегического планирования, который заключается в выявлении сильных и слабых сторон и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.
Такой метод планирования очень важен на этапе поиска инвестиций. Даже если инвестор не рассчитывает на возврат своих инвестиций с процентами, он в любом случае очень заинтересован в успешном осуществлении Вашего проекта. Для этого Вы сами должны четко понимать, стоит ли затевать серьёзный арт-проект, или ограничится ремесленничеством.
Когда я говорю о большом арт-проекте, то это не про большой мурал на стене многоэтажки или уличный концерт музыкального коллектива. Я имею в виду серьёзный арт-проект, в котором будет задействован большой творческий коллектив, на который будет потрачено достаточно большое количество времени и который потребует достаточно больших инвестиционных вливаний.
Не менее важно хорошо понимать все «за» и «против» своего проекта на этапе оформления документов на получение большого гранта. Это поможет набрать необходимое количество баллов и опередить конкурентов.
Когда я говорю о грантах, я не имею в виду суммы в 2-3 тысячи евро. Я говорю о суммах - от ста тысяч до одного миллиона евро. Получить большой грант «нахрапом» не получится. Вам предстоит упорная и серьезная аналитическая работа.
Грантодатель должен видеть, что Вы можете:
- четко обозначить приоритеты своего проекта,
- четко выписать цели проекта и пути их достижения,
- четко описать систему мониторинга проекта от сбора информации о прохождении проекта, до финансовой отчетности по расходованию выделяемых средств,
- четко прописать партнерские отношения.
Кроме того, Вы должны будете показать инвестору, как собираетесь выходить на новую аудиторию, как будете её развивать, как оценивать и измерять результаты вашего арт-проекта. Вы должны будете показать, как Ваш проект будет существовать после освоения грантовых средств. Если планируете зарабатывать на своем проекте, то Вы должны будете четко расписать инвестору свою бизнес-модель.
В процессе работы над проектом на этапе планирования у Вас возникнет ещё много дополнительных вопросов и задач, требующих решения. На большую часть вопросов как раз и отвечает метод SWOT – анализа.
Обычно этот анализ представляется в виде простой таблички:
Любое изучение арт-рынка и сегментирование своего творчества желательно начинать с оценки собственных творческих возможностей и потенциальных угроз, с которыми можете столкнуться в процессе продвижения своих креативных проектов. SWOT – анализ - один из самых распространенных видов такой оценки. Это простой и универсальный маркетинговый инструмент. Благодаря ему Вы сможете не только оценить перспективы своей работы в определенном сегменте арт-рынка, но и перспективы продвижения конкретного творческого проекта.
Для проведения такого анализа Вам надо выявить и структурировать не только Ваши возможности и угрозы, но и Ваши сильные и слабые стороны. Здесь нельзя «кривить душой». Необходимо сравнить свои реальные возможности, внутренние силы и слабые стороны с теми возможностями, которые Вам может предоставить арт-рынок и Ваша маркетинговая программа по продвижению своего проекта.
Благодаря тому, что для проведения SWOT – анализа не нужны ни специальная подготовка, ни большие базы данных, этот метод стал популярным методом изучения возможности работы в определенном сегменте рыка. Причем, провести такую оценку можно не только для себя, но и для своих партнеров, и для своих потенциальных конкурентов (если Вы их достаточно хорошо знаете). С другой стороны, такая простота анализа может привести к неправильным выводам. Поэтому, чем объективнее будет исходная информация, тем лучше.
Правила проведения SWOT-анализа.
Чтобы избежать ошибок и извлечь максимум пользы из SWOT-анализа американский маркетолог, профессор и просто красивая девушка Салли Дибб (Sally Dibb) предлагает следовать нескольким несложным правилам.
1. Не проводите SWOT - анализ для ВСЕЙ своей деятельности, или для ВСЕГО своего творчества.
В этом случае он получится слишком обобщенным. Помните, что Вас интересует только конкретный сегмент арт – рынка, вот на нем и сфокусируйтесь. Выявите именно для него все сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
2. Обратите внимание на категории SWOT.
Сильные и слабые стороны - это Ваши черты. На них Вы можете влиять. А вот на возможности и угрозы Вы повлиять не сможете. Они связаны с рынком и условиями его существования.
3. Поставьте себя на сторону Вашего клиента.
В процессе анализа своих сильных и слабых сторон нужно учитывать, что Ваши слабые стороны будут слабыми только тогда, когда они так воспринимаются рынком, то есть, Вашими потенциальными клиентами, покупателями, почитателями и т.д. То же самое относится и к Вашим сильным сторонам. Кроме того, в анализ нужно включать не все Ваши сильные и слабые стороны, а только те, которые реально относятся к делу.
Если слабых и сильных сторон у Вас набирается очень много, то их следуют тщательно проанализировать, чтобы их можно было ранжировать по степени важности в глазах потенциальных клиентов, а затем записать их в порядке убывания этой важности.
Не забывайте о Ваших потенциальных конкурентах. Их потенциальные преимущества будут конкурировать с Вашими сильными сторонами.
4. Будьте объективны и постарайтесь использовать разностороннюю входную информацию.
Одному человеку тяжело объективно подобрать все исходные данные для SWOT-анализа, потому привлекайте для его составления Ваших друзей и коллег (не конкурентов:)).
Важно понимать, что SWOT - анализ - это не просто перечисление Ваших слабых сторон, или Ваших недостатков Вашими друзьями. Все элементы, прописываемые в категориях, должны быть объективными. Поэтому, если Вы работаете в творческой группе, то оптимально будет поручить составление SWOT каждому члену коллектива, а затем провести совместное обсуждение результатов и составить сводный анализ.
5. Избегайте двусмысленных определений.
Слишком часто в SWOT-анализ включают «сильные стороны», которые, скорее всего, ничего не значат для большинства Ваших потенциальных клиентов. Этого делать нельзя. Чем точнее формулировки, тем лучше анализ. Например, если фотограф включает в свои сильные стороны наличие «профессионального фотосъемочного оборудования», то, с точки зрения клиента, это будет бессмысленно. Ему (клиенту) абсолютно все равно, насколько дорогой у Вас фотоаппарат, или какую навороченную вспышку Вы используете.
Суть в том, что включать в список нужно только те составляющие, которые могут восприниматься как важные не Вами, а рынком, т.е. целевой аудиторией и потенциальными клиентами.
Возможности и угрозы относятся к категориям внешней (рыночной) среды. Они находятся вне зоны Вашего влияния. Поэтому, внося элементы в эти категории, Вы должны рассмотреть:
- Законодательные и регулирующие нормы, которым должны подчиняться работники сферы искусств, предлагая на рынок произведения искусства.
- Правила работы галерей и аукционных домов.
- Общественные силы в сфере культуры. Они напрямую могут тормозить Вашу деятельность, если общественное мнение идет вразрез с концепцией Вашего арт-проекта. Недовольные зрители или общественные организации могут стать серьёзным препятствием на пути продвижения вашего детища. Известны примеры, когда галереям приходилось сворачивать экспозиции под давлением определённых общественных институций.
- Определенные религиозные организации, для которых Ваше творчество может восприниматься недопустимым.
- Экономическая ситуация в регионе сбыта, общее состояние экономики, покупательский спрос и интересы клиентов, манеры тратить деньги.
- Средства массовой информации, художественные критики и отзывы лидеров мнений.
- Конкурентные угрозы.
Как правильно заполнять SWOT - таблицу.
Для начала Вы лично и все Ваши партнеры и компаньоны по проекту должны четко определиться с критериями успешности Вашего детища. Если проект коммерческий, то здесь все ясно. А если проект не коммерческий? Что именно Вы понимаете под успешностью арт-проекта? Количество посетителей / зрителей? Количество записей в книге отзывов? Количество публикаций в прессе? Количество телевизионных репортажей? Положительные отзывы критиков? А может быть, количество "лайков" и отзывов на сайте проекта и на страницах в социальных сетях? Эти критерии Вы должны определить самостоятельно.
При заполнении всех частей таблицы необходимо перечислить наиболее важные элементы. Важность элемента определяется тем, насколько сильно он может повлиять на критерии успешности Вашего проекта, или на его коммерческую составляющую.
Если в какой либо части таблицы набирается много пунктов, то они ранжируются по важности, например, сначала идут самые главные Ваши возможности, а затем уже остальные, или сначала идут «главные угрозы», а затем менее «страшные» и так далее.
Постарайтесь сфокусировать SWOT как можно точнее. Для каждого нового сегмента рынка или для каждого нового проекта заполняйте новую табличку.
Будьте объективным. Когда Вы вносите новый пункт в Таблицу, задайте себе несколько вопросов:
- Уверены ли Вы, что это так на самом деле?
- Насколько Вы в этом уверены?
- Откуда Вы это знаете?
- Может ли это вскоре измениться?
- Насколько это важно для Вашей аудитории?
- Можно ли рассмотреть эту позицию применительно к потенциальным конкурентам?
При заполнении таблички постарайтесь включать только те пункты, в которых уверены.
Свои сильные и слабые стороны (или сильные и слабые стороны своего проекта) рассматривайте и по отношению к потенциальным конкурентам.
Результаты SWOT анализа.
Результатом проведения SWOT анализа Вашего проекта должен стать план действий, который будет решать следующие вопросы:
- Как устранить, или минимизировать влияние слабых сторон проекта.
- Как превратить слабые стороны проекта в сильные, или скрыть те слабые стороны, которые невозможно изменить.
- Каким образом можно нейтрализовать угрозы.
- Как преобразовать угрозы в возможности.
- Как использовать сильные стороны проекта.
- На какие стороны проекта необходимо сделать акцент при проведении рекламы среди целевой аудитории.
- Как реализовать возможности проекта в максимально короткий срок.
Ну и напоследок – сухой остаток: SWOT анализ позволит Вам реально оценить социальную и коммерческую составляющие Вашего проекта, позволит правильно «преподнести» проект спонсорам и инвесторам и реально поможет в продвижении Вашего творчества на арт-рынке.
Вот так сядешь, прикинешь хвост к носу и поймешь - да ну его нафиг, эти проекты, лучше котиков фоткать!
ОтветитьУдалитьЯ не понял. Как SWOT анализ поможет художнику продать картину?
ОтветитьУдалитьВы не внимательно читали статью. Но скорее это моя вина. Я не совсем внятно рассказал :) Это я уже понял из прочих комментариев в социальных сетях. Дело в том, что это не касается продажи конкретной картины конкретным художником, или прогнозированию "художественного успеха". Друзья, речь идет о больших арт-проектах в креативных индустриях. Просто в русском языке нет аналога английскому слову artist. А Вы путаете это со словом painter-живописец. В украинском языке есть ёмкое слово "мытець". А как по русски назвать человека, который занимается творческими арт-проектами? Я называю его художник. Так вот стратегический анализ просто необходим, когда Вы задумали мощный арт-проект. Например - съемка фильма, организация международной биеннале, организация передвижной креативной выставки, организация уличного перформанс-театра, выпуск серии фотоальбомов, мощный дизайнерский проект и т. д. Такого проекта для которого нужны а) большие деньги, б) международные партнеры, в) мощная информационная поддержка. В этом случае Вам придется привлекать спонсорские деньги. Работая с иностранными инвестициями Вам придется доказать, что Ваш проект будет успешным и вызовет определенный общественный резонанс. И доказать это надо будет не на словах. Мало того, например, документы на получение большого гранта в сфере искусства и культурных инициатив построены так, что SWOT Вам поможет их правильно оформить.
УдалитьСьогодні без аналізу не можна: витрачаються людські, матеріальні ресурси, час, а наслідки бувають посередні. Тому креативність, логістика, а потім втілення.
ОтветитьУдалитьНа арт - проектах в нашей стране ничего, кроме геморроя, не заработаешь. Поэтому можно и не считать. Надо найти спонсора и слить его бабки. Спонсору все равно, а самому хоть какая копейка.
ОтветитьУдалить