«В повседневной жизни любовь можно выражать по-разному, но нужно помнить,
что в мире искусства любовь всегда выражается деньгами».
Алан Бамбергер
Понятие "стартап" сейчас в тренде. Еще совсем недавно об этом мало кто говорил в среде предпринимателей, а надежды разбогатеть на новом интересном проекте в нашей стране были весьма призрачными. Времена меняются очень быстро и вот, наконец, наступило время креативной экономики. Теперь недостаточно создать просто новый продукт. Для того, чтобы он был востребован, в нем должна быть немалая доля креативности.
Открылись новые возможности для творческих людей. Появилась возможность не только создавать интересные арт-проекты но и, благодаря интернету, знакомить с ними огромную аудиторию во всем мире. Самое интересное, что основные принципы построения и продвижения стартапа можно перенести и на сферы коммерческой деятельности, связанной с арт-проектами.
Почему я говорю о стартапах применительно к сфере культурного и творческого сектора, применительно к сфере арт-проектов? Дело в том, что если сейчас художники не будут использовать в своей работе методики и стратегии инновационного предпринимательства, то они не смогут конкурировать на мировых арт-рынках.
Так исторически сложилось, что в советские времена деятельность в сфере культуры и искусств никогда не предполагала (за редкими исключениями) извлечение из своей деятельности финансовой выгоды. А те, кто все же пытался монетизировать свое творчество, попадал под статью «занятие незаконным бизнесом» и подвергался уголовному преследованию. Да и коллекционеров художественных ценностей называли «спекулянтами» и «барыгами». В результате – сфера бизнеса и сфера искусств оказались по разные стороны баррикад. А этого быть не должно.
Дело в том, что как только Вы напечатали свою фотоработу и поставили на ней подпись , или закончили писать картину и сняли её с мольберта, на Ваши художественные произведения начинают распространяться законы рынка. Для того, чтобы превратить Ваше произведение в «продукт», Вам необходимо переключить тумблер «творчество/коммерция» в положение «коммерция» (напоминаю, продукт - это не то, что Вы производите, а то, что Вы продаете). Это очень важно, ибо многие наши художники если и переключают тумблер, то это тумблер «голова/жопа» в положение «жопа», а после этого начинают стонать, что их творчество никому нахрен не надо. Надеюсь, что Вы не из их числа.
Мы живем во времена практически неограниченного доступа к информационным ресурсам и «средствам арт-производства». Сейчас любой, у кого есть мобильный телефон, может назвать себя фотографом, а кто умеет пользоваться графическими программами - создавать шедевры в стиле digital-art .
Мы живем в мире визуализации данных. Когда-то слово визуализация описывало процесс создания мысленного образа. Сегодня оно означает графическое представление информации.
Мы живем в мире, который, так или иначе, предлагает нам эту информацию в виде визуального контента. Мы постоянно вглядываемся в экраны разных размеров - от электронных уличных билбордов до личных смартфонов. Компания IBM утверждает, что 90% данных в мире были созданы за последние два года. Большая часть этих данных – это визуальный контент. Появилось новое направление в маркетинге – «визуальный контент-маркетинг». И это логично, потому что информация в виде иллюстративного материала воспринимается гораздо лучше, чем аудио или просто текстовая.
Всемирная паутина как раз и «заточена» под этот самый визуальный контент, поэтому не удивительно, что все больше и больше людей становятся не только потребителями, но и производителями креативного визуального контента. Другой вопрос, что этот контент создаётся несколько хаотически и возникает проблема. Возникает повышенный уровень арт-шума, через который надо пробиваться. Поэтому отношение «сигнал/шум» у Вашего арт-проекта должно быть достаточно большим, чтобы он был замечен. Любой креативный проект может быть успешным, если сможет превысить уровень «паразитного арт-шума».
Что для этого надо сделать? Для этого, в первую очередь, надо сделать Ваши проекты конкурентоспособными. Все Ваше творчество должно быть конкурентоспособным.
Считается, что для того чтобы творчество было конкурентоспособным, необходимо наличие четырех условий:
Первое. Для творчества должны быть созданы условия: от материально-технических до финансово-бытовых. Выражение «Художник должен быть голодным» справедливо только в отношении к «творческому голоду», но никак не в плане физиологического понятия.
Правда, самые прекрасные условия не смогут предопределить будущую ценность продукта художественного творчества. Если создать художнику наилучшие материальные условия и при этом под завязку загрузить заказами, то его творчество постепенно перерастет в ремесленничество.
Второе. Конкурентоспособность творческой деятельности во многом зависит от организации и управлении творческим процессом. Если у художника нет арт-менеджера, который помогал бы ему работать на рынке и заниматься коммерческими вопросами, то этими функциями должен заниматься сам художник.
Третье. Чтобы Ваша художественная работа смогла стать предметом оценки, она должна получить определенную известность. Неписаное философское правило - продукт художественного творчества существует только тогда, когда о нем знают. Без соответствующей информационной поддержки ценность даже самого креативного арт-проекта будет нулевой.
Четвертое. Для того, чтобы произведения искусства смогли приобрести характер публичного потребления (т.е., стали продаваемыми), необходимо заниматься их продвижением на арт-рынке.
Если первое условие в данный момент не выполняется, то повлиять на него Вы сможете, только выполнив три остальных.
Обычно считается, что в творческой среде конкурентов не бывает, но это не так. Традиционно говорят про своих друзей, коллег, собратьев по перу (или кисти), но если их творчество нацелено на те же рынки и на те же источники финансирования, что и Ваше, то нечего душой кривить – это Ваши конкуренты. Поэтому Вы должны проанализировать все свои сильные и слабые стороны, все свои преимущества и недостатки, чтобы понять, что Вы можете сегодня предложить арт-рынку такого, что не могут предложить остальные. Что Вы делаете гораздо лучше, чем коллеги и какое Ваше конкурентное преимущество.
Если Ваши коллеги плохо представлены в сети Интернет, или недостаточно активно позиционируют себя на международном арт-рынке , то может именно активное продвижение Вашего творчества и станет Вашим конкурентным преимуществом?
В любом случае, для того чтобы проанализировать Ваши возможности надо реально оценить все свои слабые и сильные стороны…
Но об этом в следующей статье.
Фотограф Юрий Пасечник
_______________________________
С одной стороны Вы все правильно говорите, Валерий, но с другой Вы не понимаете на сколько далеки художники от арт-маркетинга. Художник должен писать картины, а скульптор делать скульптуры, но заниматься продвижением их творчества должны специалисты.
ОтветитьУдалитьВы правы в том случае, если у художника есть деньги на специалиста. Это , как минимум 10-12 тысяч в месяц. В противном случае - нужно учиться самому!
УдалитьСпасибо, это интересно. А когда будет продолжение? :)
ОтветитьУдалитьНа следующей неделе. Подписывайтесь на обновления :)
Удалить