Как провалился крупнейший проект века в солнечной энергетике

Эта история о том, как крупнейший в мире проект солнечной энергетики устарел, прежде чем он  был полностью запущен... Никто не сомневается в том, что современные солнечные энергетические системы (фотоэлектрические, тепловые и другие) имеют много преимуществ по сравнению с традиционными источниками энергии. Однако о «темной стороне» солнечной энергии говорят редко.  По данным Американской национальной лаборатории возобновляемых источников энергии (NREL), перспективность, эффективность и экологичность технологий возобновляемой энергии необходимо рассматривать с точки зрения всего жизненного цикла предприятия. Другими словами, воздействие на окружающую среду необходимо рассматривать на всех этапах жизненного цикла электростанции, т.е. не только на этапе эксплуатации, но и на этапах строительства, монтажа и на этапе вывода из эксплуатации. Но, как оказалось, в некоторых случаях солнечные электростанции даже не доходят до стадии эксплуатации.  Примером этого является проект с...

Электромобиль. Воспоминания о будущем.

– В природе существует могущественная сила, послушная, простая в обращении. Она применима в самых различных случаях, и на моем корабле все подчинено ей. От нее исходит все! Она освещает, отапливает, приводит в движение машины. Эта сила – электрическая энергия!

(Капитан Нэмо - герой романа Жюль Верна "Двадцать тысяч лье под водой").

А знаете ли Вы, что когда в крупных городах Российской империи единственным видом транспорта для извоза был гужевой транспорт, в детройтской службе такси Detroit Taxicab уже работало свыше сотни электромобилей?  Уже к концу 19 века в США было 12 производителей электротранспорта, а первое десятилетие 20 века стало «золотой эрой» электромобилей.


Это говорит о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Вот об этом «хорошо забытом старом», т.е. о золотой эре электромобилей,  я и расскажу в этой публикации.

Попытки построить электрическую повозку предпринимались еще в двадцатых годах 19 века. Начиная с шестидесятых годов девятнадцатого столетия различные виды электротранспорта постоянно демонстрировались на промышленных выставках. Технологии совершенствовались и к концу 19 столетия электрический транспорт «ушел в серию», получил господдержку и начал победное шествие по автомобильным дорогам.

1900г. Зарядка электрического автомобиля.

"Электричество - это стоящая вещь. Там нет жужжащих, издающих скрежет передач, с их многочисленными рычагами, которые можно перепутать, нет опасного и зловонного бензина и никакого шума" (Томас Эдисон).

 1895г. Томас Эдисон и его первый электрический автомобиль. "Эдисон Бйэкер" и одна из его батарей.

Первые электрокары быстро приобрели популярность благодаря своей простоте в эксплуатации, отсутствию запахов и меньшему уровню шума - в отличие от машин, работающих на бензине.

Такими автомобилями пользовались состоятельные люди, чтобы передвигаться по городу. Считалось, что основные покупатели таких автомобилей - женщины, т.к. машины были чистыми, тихими, без выхлопных газов и главное - у них не было заводной рукоятки. Ведь завести авто «с кривого» или растопить котел в «паровике» было под силу не каждому. Некоторые машины даже специально оборудовали декоративными радиаторами, чтобы сделать более привлекательными на рынке среди водителей-мужчин.

 "Женский автомобиль - электрический". Иллюстрация в сентябрьском журнале "Вог"1912г.

1899г. Колумбийский электрокар.

1899. Роджер Воллес ведет свою электрическую машину.

В 1899 году Уолтер Бейкер (Walter Baker) вместе с Фредом (Fred White) и Роллином Уайтами (Rollin White) в Кливленде (штат Огайо) создали предприятие «Бейкер Мотор Викл Компани» (Baker Motor Vehicle Company), которое впоследствии стало одним из крупнейших предприятий по производству городских электромобилей. К 1915г предприятие продавало до 2000 автомобилей в год.




Спортивные достижения в то время были просто необходимы для продвижения такого товара. По этой причине и появилась знаменитая машина «La Jamais Contente» («Вечно недовольная») - первый автомобиль, преодолевший порог скорости в сто километров в час.


Ее создатель, бельгиец Камиль Женатци, решил завоевать французский рынок электромобилей. Однако ему не давал покоя конкурент — Шарль Жанто. Чтобы доказать, что его автомобили быстрее, Камиль и построил «Вечно недовольную» пулю на колесах весом в одну тонну. Весной 1899 года под Парижем два электродвигателя Postel-Vinay (мощностью по 50 киловатт каждый) сумели разогнать эту махину из партиниума (листового алюминия легированного вольфрамом и магнием) до скорости 105,882 км/ч.

 1899г. Камиль Женатци в машине собственного дизайна неподалеку от Парижа.

В 1901-м серийный электромобиль Riker Victoria поставил первый официальный рекорд скорости. Гонщик компании-производителя «пролетел» милю (1,6 км) за 63 секунды. Пятью годами ранее концепт этой модели стал самой быстрой машиной на первых в истории США коммерческих гонках.

 

Помимо скоростных характеристик инженеры работали и над запасом хода. В 1908-м Оливер Фритшле создал собственную стомильную батарею и совершил путешествие из Небраски в Нью-Йорк. Он же придумал первый прибор для оценки остатка заряда — милостат. В 1912-м автомобиль компании Bailey Electric, оборудованный батареями Эдисона, успешно проехал тысячемильный пробег. Одной зарядки хватало на 100 миль, то есть на 160 километров.


Все это позволило электротранспорту к началу 20 века войти в тройку лидеров по распространению в мире. Эта тройка – гужевой, паровой и электрический транспорт. До 1910г электромобили уступали «паровикам» всего пару процентов. Так, в 1912-м 40% американского автотранспорта было оснащено паровыми двигателями, 38% — электрическими. Бензиновые двигатели внутреннего сгорания - пока «курят в сторонке».

1906г. Электрокары ньюйоркской компании Томаса Эдисона на Манхэттэне.

Не отставали от бизнесменов и муниципальные службы. Почтовые фургоны, омнибусы, пожарные машины и кареты скорой помощи с электроприводами были широко распространены.

1907г. Берлин, электрочистильщик улиц работает на дорогах города.

1882г. Экспериментальное маршрутное такси на базе электромобиля Сименса и Хальске с  электроснабжением от контактной сети в окресностях Берлина. Именно этот экипаж считают прообразом современного троллейбуса.

Во Франции и Англии электротранспорт даже получил государственную поддержку. Власти способствовали распространению электромобилей в различных службах, упирая на его экологичность по сравнению с «бензиновыми» авто, низкий уровень шума, низкие цены эксплуатации по сравнению с ценой на нефть, подскочившие к началу Первой мировой в два раза, и удобство в использовании.


Электромобили столь полюбились британским молочникам, что они использовали электрические фургоны для развозки своей продукции с начала двадцатого века по сей день.


Несмотря на то, что электромобиль стоил недешево, он был очень удобен в эксплуатации. Мгновенный запуск двигателя, отсутствие коробки передач и сцепления, практически полная бесшумность и небывалый по тем временам комфорт: внутреннее электрическое освещение и обогрев ног.

Кроме того, покупателей привлекала высокая надежность. Ведь ломаться в электродвигателе, по сути, нечему. Бензиновые двигатели начала двадцатого века этим похвастаться никак не могли. Все это привело к тому, что к электромобилям тех времен намертво прилипло прозвище «женского автомобиля»: максимально простые в использовании (нередко всего с одной педалью тормоза), практичные и комфортабельные.

 
1906г. Сенатор США Джордж Пибоди Ветмор (George Peabody Wetmore) в своём электромобиле "Krieger Electric Carriage".

Электромобиль Krieger Electric Carriage был оснащен системой рекуперативного торможения, которая могла использоваться для зарядки батарей при спуске.

 1910г. Реклама элекроавтомобиля.

1910г. Зарядная установка с выпрямителем электротока заряжает электоавтомобиль в гараже в Кливленде, Огайо.

1912г. Автоледи заряжает батареи своей Columbia Mark 68 Victoria. Автомобиль выпущен компанией Pope Manufacturing в 1906м, а зарядное устройство в 1912м. 
Стоимость этого электромобиля составляла 1600 долларов США. На эти деньги можно было купить 64 повозки, запрягаемых лошадьми

Компания из Детройта Anderson Electric Car Company начала производство электромобилей в 1907 году. На одной зарядке автомобиль Detroit Electric мог проехать 130 км. За дополнительную плату в $600 (большие деньги по тем временам) на автомобиль можно было установить железоникелевый аккумулятор Эдисона и увеличить пробег до 300км.

Электромобиль модели Model 42 компании Detroit Electric 1913 года выпуска стоимостью 3000 долларов. Владелицей такой машины была супруга Генри Форда Клара Форд. Кроме того, на автомобиле Detroit Electric в комиксах и мультфильмах "рассекает" Дорет Дак, бабушка Дональда Дака


1920г. Электрический автомобиль из Детройта едет по горной дороге между Сиэттлом и Мант Рэниром, штат Вашингтон.

Инфраструктура

Однако без наличия сетей станций зарядки и качественного сервиса электромобили не получили бы всеобщей популярности. Несмотря на войну патентов между Теслой и Эдисоном и связанными с этой борьбой трудностями для обывателей, к 1915 году в 128 городах США было развернуто около 50 тысяч зарядных станций - почти столько же, сколько и проданных электромобилей.

Зарядная станция в Нью-Йорке, начало XX века.

Тогда же появились и другие интересные сервисные предложения. Так, еще в 1896 году компания Hartford Electric Light Company (HELC) совместно с General Vehicle Company (GVC) запустила любопытный проект. Клиенты покупали грузовики GVC без батарей. Заряженные сменные аккумуляторы ставились на станциях HELC - они доставались клиентам бесплатно ( пользователи платили только за электричество и обслуживание как батарей, так и грузовиков). Машины были специально сконструированы таким образом, чтобы смена ячеек проходила максимально быстро. В 1917-м аналогичный сервис был запущен в Чикаго для владельцев электромобилей производства Milburn Light Electric.

 Электросамосвал производства General Vehicle Company со сменными батареями. 
Владельцы таких транспортных средств не тратили времени на зарядку аккумуляторов. Замена севших батарей на заряженные занимала в сервисных центрах считанные минуты.

Детройтским толстосумам предлагали воспользоваться шикарным предложением от Anderson Electric. За 35 долларов в месяц персонал компании каждый день отгонял электромобиль на ночь на крытую станцию, где его мыли, полировали, меняли батареи, проверяли подвеску и возвращали владельцу в назначенное время и место. В 1915-м компания располагала тремя такими двухэтажными станциями обслуживания, каждая из которых была способна одновременно принять более сотни транспортных средств.

 Автоледи рядом с электромобилем производства Anderson Electric Car Company.

Бензиновая экспансия

Мировой пик продаж электромобилей пришелся на 1915 год. Но бензиновые конкуренты уже начали поджимать электротранспорт со всех сторон. Сначала появились хорошие автомобильные глушители, а затем Чарльз Кеттеринг представил широкой публике электрический стартер, который уничтожил главное преимущество электромобиля - простой запуск двигателя.


Осталось только убедить покупателя покупать все еще шумные и более сложные в управлении бензиновые автомобили, но это было не так просто. Поэтому в начале «бензиновой эры» покупателей начали соблазнять гибридными автомобилями.

Первой такой ласточкой стал автомобиль Dual Power Model 44 Coupe от компании Woods Electric. На скорости до 24 км/ч «Дуал Пауэр» двигался с помощью электродвигателя. Далее вступал в действие ДВС, способный разогнать машину до 56 км/ч.

Первый в истории автомобиль с гибридным двигателем Dual Power Model 44 Coupe (1911г) стоимостью 2700 долларов.

За десять лет на рынке появилось большое количество различных гибридов, но цена на них была достаточно высока. Поэтому снижение цены на «жестянку Лиззи» Генри Форда ( Форд-Т) до 300 долларов за автомобиль стало последним гвоздем в крышке гроба индивидуального электротранспорта.
 

В последующее столетие  бензиновые "монстры" заполонили нашу планету и основательно подпортили экологию.

И только через 100 лет удалось сломать карму электромобиля, как городской экзотики. Осталось опять сломать психологию потребителя и убедить, что электромобиль сегодня - это и есть настоящий городской автомобиль.

Судя по всему, сделать это удается. Так, например,  после презентации новой модели электромобиля Tesla Model 3 весной 2016г, за трое суток предзаказ на автомобиль оформили почти 300 000 заказчиков.


Базовая Tesla Model 3 сможет проезжать более 350 км на одной зарядке и разгоняться от 0 до 100 км в час за 6 секунд.

Первый футуристический украинский электромобиль Synchronous, представленный весной 2016г. на форуме в княжестве Монако, стилизован под электромобили начала прошлого века и напоминает карету.


Внутреннее убранство также «каретного типа». Шесть пассажиров размещаются на комфортных диванах и между ними и водителем есть перегородка.


Поверхность крыши концепта покрыта солнечными батареями, питающими кондиционер, светодиодные фары и 9-дюймовые экраны мультимедийной системы.

Такая машина стилистически хорошо вписывается в архитектуру старинных европейских городов и может выполнять функции как такси, так и экскурсионного транспорта. 


Создатели электромобиля не сообщают о том, нашли ли они для проекта инвестиционную поддержку, но уверены, что в ближайшем будущем появится возможность серийного производства Synchronous. Также предполагается использование электрокареты в качестве такси в Монте-Карло.

Ну что ж,  пожелаем разработчикам успеха и еще раз вспомним, что многое новое - это хорошо забытое старое :)


_________________________________________________________________________________

Если Вам понравилась заметка, нажмите на кнопочку «Нравится»!


Комментарии

  1. Да, прикольно, многого не знал. Думал, что электромобиль - это современное изобретение...

    ОтветитьУдалить
  2. Гоша, он же Гога, он же Жора...30 ноября 2016 г. в 12:21

    Я по городу за один день никогда больше 100км не наезжал. На дачу и обратно тоже можно (220 есть и там и там). А вот таксистам проблематичнее, хотя, учитывая сколько времени они торчат в "хлебных местах", то могли бы в это время подзаряжаться :)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Мы будем Вам благодарны за Ваши комментарии