23 декабря 1913 года состоялся первый полет самолета Игоря Сикорского - 4-х моторного биплана "Илья Муромец".
Долгое время имя гениального авиаконструктора Игоря Сикорского связывали с историей российской и американской авиации. Даже поляки почитали его своим соотечественником. Однако, сам Игорь Иванович считал себя украинцем . В письме к Василию Галичу, написанном в США в 1933-м, он прямо говорил: "У моего рода, который появился в селе на Киевщине, где мой дед и прадед были священниками, чисто украинское происхождение".
Перед сном он, как всегда, пожелал жене «спокойной ночи», а утром она нашла его со сложенными на груди руками. Игорь Сикорский ушел из жизни 26 октября 1972 смертью праведника. Во время похорон все увидели: высоко в небе два самолета оставили след - большой крест, как знак, что небо принимает человека огромной духовности.
Игорь Сикорский родился 25 мая 1889г в Киеве на ул. Ярославов Вал № 15 и был пятым ребенком профессора психологии Киевского университета Ивана Алексеевича и его жены врача Марии Степановны Темрюк-Черкасовой. До его рождения Сикорские в семье были три дочери и сын, который погиб в первую мировую (его корабль торпедировали немцы). Врачи предлагали прервать беременность, но мать отказалась - и в результате на свет появился гениальный ребенок.
|
Игорь Сикорский (справа) с братом Сергеем и сестрами - Ольгой и Еленой (слева) |
Отец семейства Иван Сикорский вышел из многодетной семьи сельского священника, стал признанным психиатром. Его авторитет в научном мире был огромным, его называли кумиром просвещенного Киева. В своем доме Иван Сикорский открыл первый в России институт для умственно отсталых детей.
Игорь учился в 1-й киевской гимназии. Полет на воздушном судне, приснившись однажды, стал для Сикорского мечтой всей жизни, а создание летательных аппаратов - самой жизнью.. Позже конструктор вспоминал, что сон до мелочей осуществился через 30 лет.
После гимназии 14-летний подросток прошел обучение в морском корпусе Петербурга, затем в парижской школе Делане. В 1907 году он поступил в Киевский политехнический институт, в котором был открыт первый в России авиакружок. Занимаясь под руководством пионера авиации Фердинанда Фербера, Игорь работал над созданием аэропланов, собирая модели из обычных оконных планок. Однако идея вертолета не оставляла молодого конструктора.
Первым авиазаводом Сикорского стала беседка в саду родительского дома. После этого Сикорский-младший, Федор Былинкин и Василий Иордан создали конструкторский студенческий коллектив, переросший в 1909 в авиационный центр. На Куреневке (район Киева) ребята в складчину купили поле, на котором проводили испытания. В июле 1909 Сикорский смастерил два первых в России вертолета, которые смогли преодолеть собственный вес и подняться в небо.
Весной 1911 года он защитил проект по своему пятому самолету S-5, сдал экзамен на звание пилота и поставил четыре всероссийские рекорды, совершил показательные полеты и полеты с пассажирами.
В 1912 году 23-летний Игорь Сикорский без высшего образования, но с дипломом летчика становится генеральным конструктором в воздухоплавательном отделении Русско-Балтийского вагонного завода «Руссо-Балт». А в марте 1913 года был построен первый в мире четырехмоторный гигант S-9 "Гранд"(большой) впоследствии переименованный в "Русский витязь" - прообраз всех пассажирских авиалайнеров, тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов.
Четырехтонный самолет вмещал в салоне четыре кресла, диван и даже туалет. Сам царь, Николай II приезжал на аэродром в Царское Село посмотреть на чудо авиационной техники и лично побеседовать с Сикорским.
Царь осмотрел самолет, поговорил с конструктором на балкончике самолёта, задал вполне адекватные вопросы… , а потом прислал конструктору в подарок золотые часы…
«Витязь» летал вполне уверенно. Развивал 100 км/ч при неполном газе, установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 ч 54 мин с восемью пассажирами. Государственная дума выдала Сикорскому премию в 75 тыс. руб. – за создание первого в мире многомоторного самолёта.
Этот аэроплан совершил 53 полёта с общим временем 11 ч без единой предпосылки к лётному происшествию. Пока в сентябре на самолет с неба не свалился мотор. В буквальном смысле – у пролетавшего над летным полем аэроплана "Меллер II" в воздухе разрушилась подмоторная рама и его двигатель, сорвавшись с креплений, упал вниз и попал прямо в крыло гигантского 4-х моторного аппарата Сикорского.
Фотография конструктора с коллегами, сделанная сразу после инцидента, хорошо передаёт настроение участников. А ведь это была третий всероссийский конкурс военных аэропланов.
Самолет Сикорский решил не восстанавливать. У него уже были планы на ещё более мощный аэроплан. И в 1913 году, после 13 лет разработок , Сикорский поднял в небо четырехмоторный самолет "Илья Муромец" с 16 пассажирами. Самолет имел свет, тепло, туалет и смотровую площадку. На этой машине он продолжил устанавливать мировые рекорды.
С началом первой мировой войны "Илья Муромец" стал бомбардировщиком и дальним разведчиком. Всего было создано 85 "Муромцев", из которых только один немцам удалось сбить.
Над новыми конструкциями самолетов Сикорский продолжал работать до 1917 года. А потом пришел гегемон.... И Сикорскому пришлось уехать из России. По воспоминаниям его сына Сергея, в начале 1918 года один из его бывших сотрудников, работавший на большевиков, пришел к нему ночью домой, и сказал: "Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле". Это было время красного террора, когда расстреливали на месте, без суда. А Сикорский представлял для коммунистов двойную опасность: как друг царя и как очень популярный человек. Его знал весь Петроград, многие смотрели на него как на героя.
Получив предупреждение об опасности, Сикорский поехал в Мурманск. Оттуда, на маленьком английском пароходе, он отправился в Ливерпуль, затем в Париж. Французы очень хорошо его приняли и сразу предложили контракт. Речь шла о проектировании нового, еще более мощного, "Муромца". Почти весь год он проработал над этим проектом. Но в ноябре 1918 года война кончилась, и французское правительство прекратило финансировать военные заказы. Поэтому в начале 1919 года он эмигрировал в США.
В Америке Сикорский был никому не известен и поэтому пришлось все начинать с начала. Он зарабатывал на жизнь преподаванием математики, а в 1923 году на деньги Игоря Рахманинова и российской эмиграции основал маленькую компанию с громким названием "Sikorsky Aero Engineering Corporation".
До 1939 года Игорь Иванович создал около 15 типов самолетов. А с 1939 года перешел на конструирование вертолетов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение в мире, среди которых - S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. На вертолетах его конструкции были впервые совершены перелеты через Атлантический и Тихий океаны в 1967 и 1970 годах соответственно.
Игорь Иванович стал первым, кто начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии и "летучие краны".
Уйдя на пенсию, Игорь Иванович возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием. B 1963 году он был награжден высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков - медалью ASME.
Все возвращается на круги своя, гласит библейская мудрость. 14 мая 2008 на территории Киевского политехнического университета появился памятник нашему украинскому гению, который по легенде только один раз снял свою шляпу - перед своей Альма-матер, которую ему так и не довелось закончить...
И теперь на площади Игоря Сикорского в Киевском политехническом университете,
перед его памятником (со снятой шляпой в руках) собираются выпускники Стартап Школы Sikorsky Challenge. Собираются для того, чтобы по традиции прикоснуться к шляпе великого конструктора - говорят, это приносит удачу. И всем вместе, опять же по-традиции, сфотографироваться на память в шляпах Sikorsky Challenge...
STARTUP NEWS
Первоисточник - TNT NEWS
___________________________________________
Перейти на главную страницу (последние публикации)
Комментарии
Отправить комментарий
Мы будем Вам благодарны за Ваши комментарии