Осборн поставил своей целью создать компьютер, который можно было бы брать с собой в самолет и работать во время полета, а также снабдить его пакетом разнообразных программ. К тому же, он должен был быть не только надёжным устройством, но и простым по своей конструкции и использованию. Дело в том, что в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века понятие персональный компьютер было весьма расплывчатым. Большая настольная «коробка с телевизором» занимала достаточно много места, обладала весьма ограниченными вычислительными возможностями, да и стоила - «мама не горюй»!
Такая машина для многих научных работников и бизнесменов представлялась чудом инноваций! Справедливости ради надо отметить, что в СССР большие вычислительные машины, занимавшие целые этажи зданий, работали до начала 90-х годов, пока в «незалежную» уже Украину не начали поступать персоналки типа ХТ и АТ «белой» (европейской или американской) или «жёлтой» (Гонконг, Сингапур, Тайвань) сборки. Китай в те времена «нервно курил в сторонке».
Так вот, в апреле 1981 года благодаря усилиям Адама Осборна и его компаньонов появился первый малогабаритный компьютер с очень неплохими ( на то время) характеристиками. Память – 64 Кб, а в качестве долговременного запоминающего устройства – две гибких дискеты по 100 Кб. Эта ЭВМ стала первым и успешным (в коммерческом плане) портативным компьютером с полным пакетом необходимого программного обеспечения, поставляемого в комплекте. Даже стоимость такого «девайса» в 1795 американских не останавливала публику.
Прийти к клиенту со своим компьютером (!) и на его глазах подготовить контракт, или сделать пробный расчёт - это солидно! Ничего подобного до того времени просто не существовало.
Правда, мечты своей Адам в этом изделии не достиг (в смысле пользоваться компом в самолёте). Этот гаджет весил 13кг и питался исключительно от сети.
В 1982 году компания Osborne Computer представила свой новый портативный компьютер «Osborne Executive» в неповторимом форм-факторе «цифровой чемодан».
Этот компьютер был избавлен от многих недостатков первой модели и имел ОЗУ уже в 124кБ, да и дискетки принимал по 204 Кб. Кроме того, он понимал дискеты, отформатированные на других машинах, и даже с другой ОС. Вот только питался этот девайс тоже от сети и вес не поменял. Цена в 2750 $ потребителей устраивала.
Адам Осборн наткнулся на настоящую золотую жилу. В мае 1983 года компания Osborne Computer Corp. была самой преуспевающей компанией Кремниевой Долины. Реализация продукции проходила успешно и до конца 1983 года было продано уже 100 тысяч портативных компьютеров Osborne.
Казалось, ничто не угрожало бизнесу Осборна. Планов - громадьё, наработок-масса, деньги есть, рынок сформирован… Но проблема оказалось в том, что и Осборн и его соратники были хорошими технарями и не уделяли должного внимания маркетингу и менеджменту.
К сожалению «пиджаки», которые работали вместе с ними, интересовались только сиюминутными прибылями и не заботились о долгосрочных программах компании. Несвоевременная и очень агрессивная рекламная компания новой модели компьютера Osborne Executive привела к тому, что предыдущую модель перестали покупать. Компания все силы бросила на продажу техники и забросила следующую разработку, о которой уже проанонсировали в рекламных пресс-релизах, как о готовом изделии (!).
Не успев достичь вершины своего успеха, Осборн потерпел сокрушительное поражение. В конце 1983 года, когда компания Осборна катилась к банкротству, весь компьютерный мир с замиранием сердца следил за ее падением - с таким же удивлением, как когда-то следил за ее восхождением.
Мораль этой истории проста. Достигнув определённого успеха в инновационном бизнесе, ни в коем случае нельзя останавливаться, ибо те, кто дышит в затылок, не только обойдут конкурента - они его затопчут!
Все, что произошло, стало поучительным уроком и предостережением о скрытых ловушках, подстерегающих новые стартапы.
Ну, а успешно сформированную компанией Осборна новую потребительскую нишу быстро занял IBM.
Впоследствии, предварительное объявление новой модели продукта, вызывающее катастрофический крах спроса на более старые модели, маркетологи назвали эффектом Осборна.
В 1984 году Адам Осборн вместе с Джоном К. Дворжаком написали мемуары о своем печальном опыте. Книга называлась "Hypergrowth: The Rise and Fall of Osborne Computer Corporation" и стала самым продаваемым бестселлером своего времени.
Very nice article, exactly what I needed.
ОтветитьУдалитьcoupondunia